Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан
English version
  На главную
 
  Новости, обзоры
 
  • Новости
  •  
     
  • Объявления
  •  
     
  • События
  •  
     
  • Новое на сайте
  •  
     
  • Интернет-Приемная
  •  
     
      Политика и экономика
     
  • Социально-политическое устройство Республики Татарстан
  •  
     
  • Экономика Республики Татарстан
  •  
     
  • Основные макроэкономические показатели Республики Татарстан
  •  
     
  • Внешнеэкономическая деятельность Республики Татарстан
  •  
     
      О министерстве
     
  • Обращение министра
  •  
     
  • Министр
  •  
     
  • Заместители министра
  •  
     
  • Структура министерства
  •  
     
  • Положение о МТВЭС
  •  
     
  • Представительства
  •  
     
  • Торговые Дома Республики Татарстан
  •  
     
  • Контактные данные
  •  
     
      Предприятия и организации
     
  • Предприятия и организации
  •  
     
  • Торговые предприятия
  •  
     
  • Банки
  •  
     
  • Господдержка ВЭД
  •  
     
  • Доска деловых предложений
  •  
     
      Продукция
     
  • Основная продукция предприятий Татарстана
  •  
     
  • Экспортная продукция Республики Татарстан
  •  
     
  • Продвижение продукции Республики Татарстан на внешние рынки
  •  
     
  • Лучшие товары Республики Татарстан 2006
  •  
     
      Для инвестора
     
  • Инвестиционный климат
  •  
     
  • Перечень инвестиционных проектов
  •  
     
  • Обзоры инвестиций
  •  
     
  • Особая экономическая зона промышленно-производственного типа Елабужского района
  •  
     
  • Коммерческие организации с иностранными инвестициями
  •  
     
  • Программа повышения инвестиционной привлекательности Республики Татарстан на 2007-2010гг.
  •  
     
      Сотрудничество
     
  • Сотрудничество с регионами Российской Федерации
  •  
     
  • Сотрудничество сo странами СНГ
  •  
     
  • Сотрудничество со странами дальнего зарубежья
  •  
     
  • Межправительственные комиссии
  •  
     
  • Выставки и ярмарки
  •  
     
      Информация для клиентов
     
  • Документы для проведения экспертизы внешнеторговых контрактов
  •  
     
  • Поддержка малого и среднего бизнеса
  •  
     
  • Закупочная служба ООН
  •  
     
      Аналитические материалы
     
  • Проекты министерства
  •  
     
  • Реализуемые Программы
  •  
     
  • Доклады и выступления
  •  
     
      Законодательство
     
      Интересные ссылки
     
      Карта сайта

    Общая информация по ВТО

     

     Основы Всемирной Торговой Организации
     

         Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

          ВТО начала действовать 1 января 1995 года. Правительства завершили Уругвайский раунд переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире".

         Всемирная торговая организация (ВТО) – крупнейшая международная экономическая организация, определяющая правила международной торговли товарами, услугами и объектами интеллектуальной собственности и осуществляющая контроль за их исполнением. В ВТО сейчас входят 149 стран.

         На данный момент из стран СНГ Россия, Казахстан, Украина не являются членами ВТО, но ведут активные переговоры по присоединению к этой организации.

         На долю членов ВТО приходится более 95 процентов мировой торговли товарами и услугами. Особое значение ВТО играет для стран, которые активно вовлечены в международное сотрудничество.

          Штаб-квартира ВТО располагается в Женеве, Швейцария.

     Цель ВТО

    ... создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижении в либерализации торговли и всех достижении Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ...

     Функции ВТО
     
           Основными функциями организации являются:
     
    • Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.
    • Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в её правовую структуру.
    • Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.
    • Выполнение административных функций в отношении договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.
    • Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.
    • Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.
     
     
     Структура ВТО
     

          Соглашение об учреждении ВТО включает приложения являющиеся неотъемлемыми частями Соглашения. Приложения содержат 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов.

    108,7 Kb

     Государства-члены ВТО
     

           Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция выполняет функции ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

           Повседневная работа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образом Генеральным советом, в который также входят представители всех членов ВТО. Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет может заключить Соглашение о сотрудничестве с другими международными организациями. Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров (см. ниже), а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО (см. ниже).

            Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции (Приложения 1B и 1C). Советы могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.

              Конференция министров создала еще три органа:

    • Комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран.
    • Комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей с платежным балансом.
    • Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО.

            Соглашения ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике и правительственным закупкам создают свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету. Однако, они используют единую для ВТО систему разрешения споров.

     Секретариат и бюджет ВТО

     

           Секретариат ВТО находится в Женеве. В нем работает около 500 человек. Во главе организации стоит Генеральный директор. В настоящее время это Паскаль Лами. В обязанности Секретариата входит обслуживание органов ВТО, которые отвечают за проведение переговоров и реализацию соглашений. Особо следует отметить обязанность Секретариата по оказанию технической помощи развивающимся, прежде всего наименее развитым странам. Сотрудники секретариата ВТО готовят аналитические обзоры о состоянии торговли и торговой политики, оказывают помощь в разрешении торговых споров. Другие функции Секретариата включают оказание помощи в проведении переговоров о присоединении к Организации новых членов и консультирование правительств по вопросам членства. Официальными языками ВТО являются английский, французский и испанский.

            Бюджет ВТО составляет примерно 130 миллионов швейцарских франков. Взносы членов рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет на содержание Центра международной торговли (см. ниже).

    121,15 Kb

     Как в ВТО принимаются решения
     

            ВТО продолжает давнюю традицию ГАТТ и практику принятия решений на основе консенсуса. В тех случаях, когда достижение консенсуса невозможно, Соглашение об учреждении ВТО предусматривает процедуру голосования. В этих случаях решения принимаются большинством поданных голосов, которые учитываются по принципу "одна страна - один голос".

            Конкретно, есть четыре ситуации, когда, согласно Соглашению об учреждении ВТО, используется процедура голосования. Во-первых, большинством в три четверти голосов своих членов ВТО может принять решение, в котором содержится толкование любого из многосторонних торговых соглашений. Во-вторых, также большинством в три четверти голосов Конференция министров может освободить конкретного участника какого-либо из этих соглашений от взятого им обязательства. В третьих, решение о внесении поправок в эти соглашения могут приниматься либо путем одобрения их всеми членами организации, либо большинством в две трети голосов в зависимости от характера положений, к которым предлагаются поправки. Однако такие поправки вступают в силу только для тех членов ВТО, которые их принимают. Наконец, решение о приеме новых членов принимается на Конференции министров большинством в две трети голосов.

     Как в ВТО решаются торговые споры
     

           "Система урегулирования споров в рамках ВТО является ключевым элементом в обеспечении безопасности и предсказуемости мировой системы торговли" - гласит текст договоренности по правилам и процедурам урегулирования споров.

           Члены ВТО берут на себя обязательство не предпринимать в одностороннем порядке действий против возможных нарушений правил торговли. Более того, они обязуются разрешать спорные вопросы в рамках многосторонней системы урегулирования споров и подчиняться ее правилам и решениям.

           Генеральный совет ВТО созывается как Орган разрешения споров (ОРС) для урегулирования споров, возникающих в связи с любым соглашением, из числа тех, которые содержатся в Заключительном акте Уругвайского раунда. Таким образом, ОРС обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

           В договоренности также подчеркивается, что быстрое разрешение споров является необходимым условием эффективного функционирования ВТО. Соответственно, в ней достаточно подробно определяются те процедуры и сроки, которые должны соблюдаться при разрешении споров.

            Цель механизма урегулирования споров в рамках ВТО заключается в том, чтобы "обеспечить конструктивное решение споров". Таким образом, поощряется стремление сторон к поиску взаимоприемлемого решения проблем, возникающих в отношениях между членами организации, в соответствии с положениями ВТО. Достичь такого урегулирования можно также в процессе двусторонних консультаций между заинтересованными правительствами.

            Так, на первом этапе урегулирования споров, проведение таких консультаций является обязательным условием. В случае неудачи, если обе стороны не имеют возражений, спор может быть вынесен на рассмотрение Генерального директора, который, выступая в своем официальном качестве (ex officio), предлагает сторонам свои добрые услуги и посредничество с целью их примирения и урегулирования спора.

             Если консультации не дают желаемых результатов в течение 60 дней, истец может обратиться в ОРС с просьбой об образовании третейской группы для рассмотрения дела. Согласно действующим процедурам, ОРС обязан назначить третейскую группу не позднее даты, когда он рассматривает заявление об образовании такой группы во второй раз, если на основе консенсуса не будет принято решение против создания ее создания.

             Определение полномочий третейского группы и назначение ее членов также осуществляется в соответствии с простой процедурой. В договоренности предусматриваются стандартные полномочия, в соответствии с которыми третейская группа разбирает жалобу в контексте того соглашения, на которое ссылается истец, а также делает свои выводы, которые должны помочь ОРС принять рекомендации или вынести свое определение согласно тексту соглашения. Третейская группа может наделяться различными полномочиями, если стороны согласны с таким подходом.

     Процесс урегулирования споров третейской группой
     

            Члены третейской группы назначаются в течение 30 дней с момента принятия решения о создании такой группы. Секретариат ВТО предлагает вниманию спорящих сторон имена трех потенциальных арбитров, выбор которых осуществляется из списка лиц, обладающих необходимой квалификацией. В случае серьезных затруднений с выбором арбитров, Генеральный директор может назначить их самостоятельно. Назначенные арбитры выступают в своем личном качестве и не вправе получать инструкции от правительств.

            Заключительный доклад третейской группы, как правило, передается сторонам в споре в течение шести месяцев. В случае острой необходимости, когда речь идет о скоропортящихся товарах, сроки представления доклада сокращаются до трех месяцев.

            Третейская группа руководствуется подробными процедурами, которые прописаны в Договоренности о процедуре разрешения споров. Основные этапы работы группы выглядят следующим образом:

    • До начала первого заседания по рассмотрению спора по существу, каждая из сторон, участвующих в споре, представляет группе свое заявление, в котором излагаются факты и аргументы, касающиеся спора.
    • На первом заседании группы по рассмотрению спора по существу истец излагает иск, а ответчик - позицию зашиты. Третьи стороны, которые сообщили группе о наличии у них интересов в споре, также могут представить свои соображения. Официальные ответные доказательства и возражения ответчика представляются на втором заседании третейской группы по рассмотрению дела по существу.
    • В тех случаях, когда одна из сторон поднимает вопросы научного или технического характера, третейская группа может назначить группу экспертов для подготовки экспертного заключения.
    • Третейская группа представляет сторонам описательный раздел своего доклада (фактологическая сторона дела и аргументация сторон) и дает им две недели для подготовки замечаний. Далее группа представляет сторонам промежуточный доклад, в котором содержатся ее выводы и заключения, и дает сторонам одну неделю для подачи заявления о пересмотре доклада. Сроки пересмотра не должны превышать две недели, в течение которых группа может проводить дополнительные заседания с участием сторон спора.
    • Заключительный доклад затем представляется сторонам, а спустя три недели распространяется среди всех челнов ВТО.
    • В случае, если третейская группа признает, что рассматриваемая мера противоречит условиям соответствующего соглашения ВТО, она рекомендует члену организации, который ввел эту меру, привести ее в соответствие с таким соглашением. Группа также может предложить члену организации пути выполнения предлагаемой рекомендации.
    • Доклады третейской группы подлежат утверждению ОРС в течение 60 дней после их принятия группой, если при этом одна из сторон не заявит о своем намерении подать апелляцию или же на основе консенсуса не будет принято решение не утверждать доклад группы.
     Возможность апелляции
     

           Механизм разрешения споров в рамках ВТО предоставляет каждой из сторон при рассмотрении спора третейской группой возможность подать апелляцию. Однако такая апелляция должна ограничиваться вопросами права, которые затрагиваются в докладе группы, и той интерпретации правовых положений, которые она дает.

            Апелляции рассматриваются постоянным апелляционным органом, который создается ОРС. В состав этого органа входят семь человек, назначение которых обеспечивает широкое представительство членского состава ВТО. Эти лица назначаются членами апелляционного органа на четыре года. Они должны обладать авторитетом в области права и международной торговли и не быть связаны с каким-либо правительством.

            Три члена Апелляционного органа постоянно находятся при исполнении служебных обязанностей для рассмотрения апелляций. Они вправе подтвердить, изменить или аннулировать правовые заключения и выводы третейской группы. Как правило, срок, отводимый на рассмотрение апелляции, не должен превышать 60 дней и ни в коем случае не может быть больше, чем 90 дней.

            Не позднее, чем тридцать дней после его опубликования ОРС принимает доклад апелляционного органа, который в безусловном порядке подлежит принятию сторонами спора, если нет консенсуса, что доклад не должен быть принят.

     Выполнение решений по спорным вопросам
     

           В Договоренности подчеркивается, что "безотлагательное выполнение рекомендаций или правовых определений ОРС является необходимым условием эффективного разрешения споров к взаимной выгоде всех членов".

           На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней после утверждения доклада третейской группы или доклада апелляционного органа, затронутая сторона обязана изложить свои намерения в отношении выполнения рекомендаций. Если немедленное выполнение рекомендаций представляется невозможным по практическим соображениям, данный член организации получает "разумные сроки", которые устанавливаются ОРС, для их выполнения. В случае невыполнения им этих рекомендаций в установленные сроки, данный член организации обязан вступить в переговоры с истцом для определения взаимосогласованной компенсации, например, о снижении тарифов в секторах, представляющих особый интерес для истца.

            Если спустя 20 дней с начала таких переговоров, стороны не смогут согласовать удовлетворительную для истца компенсацию, истец вправе обратиться в ОРС за санкцией на приостановление действия уступок или обязательств по отношению к ответчику. ОРС обязан выдать такую санкцию в течение 30 дней после истечения "разумного срока", если нет консенсуса о том, что запрос о санкции следует отклонить.

            В принципе, действие уступок приостанавливается в том же секторе торговли, в отношении которого возник спор, вынесенный на рассмотрение третейского суда. Если эта мера почему-то является неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, действие уступок приостанавливается в отношении другого сектора торговли, но в рамках все того же соглашения. Если и эта мера представляется неэффективной, или не может быть реализована по практическим соображениям, или обстоятельства дела достаточно серьезны, действие уступок может быть приостановлено в рамках другого соглашения ВТО.

            В любом случае, ОРС будет держать под контролем выполнение принятых рекомендаций или правовых определений, а любой нерешенный спор будет оставаться в его повестке дня до полного разрешения.


    Разделы
    © 1999-2006 Министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. Экспресс-Интернет, создание веб-сайтов в Казани
    Система управления сайтом — «Экспресс-Веб»